Учебно-воспитательный процесс в 1 - 4 классах МАОУ «Захарьинская основная общеобразовательная школа» строится на основе «Основной образовательной программы начального общего образования».
Учителя начальных классов работают по программам «Школа России» Программы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждёнприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
и Концепцией Образовательной системы «Школа России». Данные программы выбраны и приняты напедагогическом совете учреждения.
Программы определяют содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и рассчитаны на 4 года обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижению новых результатов образования способствует применение эффективного учебно-методического комплекса.
Мы выбрали программу «Школа России» потому что она:
- позволяет достичь высоких результатов, отвечающих задачам современного образования;
- сочетает лучшие традиции российского образования и инновационные процессы, соответствующие духу современного образования;
- она является наиболее востребованной в России, её содержание постоянно обновляется.
Цель УМК «Школа России»: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительного и бережного к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества».
Задачи, способствующие реализации цели УМК «Школа России»:
- Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.
- Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
- Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к её природе, истории, культуре.
- Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
- Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.
Основные средства реализации цели УМК «Школа России»:
- Значительный воспитательный потенциал.
- Системно выстроенный потенциал для включения младших школьников в учебную деятельность.
- Возможности для дифференцированного и личностно – ориентированного образования школьников.
- Преобладание проблемно – поискового методов обучения.
- Практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт ученика.
- Творческие, проектные задания, учебные диалоги.
- Возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- Возможности для разнообразия организационных форм обучения, в том числе с использованием электронных ресурсов.
Цель УМК «Школа России» и его задачи соотносятся с современным национальным воспитательным идеалом, сформированным в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и с личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»), сформулированный в ФГОС.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде основополагающих принципов:
Принцип деятельности.
Принцип целостного представления о мире.
Принцип преемственности.
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
Принцип творчества.
Принцип психологической комфортности.
Принцип вариативности.
Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана по основной образовательной программе «Школа России», рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018 – 2019 учебный год издательства «Просвещение».
В четвёртом классе (1 часа в неделю) реализуется учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Данный курс включает 6 содержательных модулей:
- «Основы православной культуры»,
- «Основы исламской культуры»,
- «Основы буддийской культуры»,
- «Основы иудейской культуры»,
- «Основы светской этики»,
- «Основы мировых религиозных культур».
Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями или их законными представителями. В нашей школе родители выбрали модуль «Основы православной культуры.
Внеурочная деятельность формируется на основе потребностей и возможностей образовательного учреждения на каждый учебный год. Учащимся предоставляется право выбора спектра занятий. Внеурочная деятельность проходит в форме различных форм организации, отличной от урочной системы обучения.
Занятия проводятся в форме: кружков, объединений дополнительного образования, проектов, экскурсий и др.
Особенностью нашей школы является то, что мы реализуем следующие направления внеурочной деятельности:
- «Школа – территория здоровья» («Аэробика», «Общая физическая подготовка»);
- Патриотическое направление («Школьный музей»);
Учащиеся основной ступени образования обучаются в соответствии с ФГОС по базовой программе - «Программа основного общего образования».
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Для учащихся нашей школы и их родителей (законных представителей) реализуются следующие направления деятельности в рамках программы основного общего образования:
- «Школа – территория здоровья» ( «Аэробика», «Общая физическая подготовка»);
- «Одаренные дети» (работа с учащимися во внеурочное время по подготовке к олимпиадам, конкурсам);
- «Информационное пространство» ( «Компьютерный мир»);
- «Семья» (работа семейного клуба «Народные праздники», привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях, работа с семьями, нуждающимися в помощи, участие в Российско – Норвежской программе «Социальная защита детей»);
- «Зелёный мир» (сотрудничество с отделом Новгородского лесничества в рамках кружка «Юный друг природы»)
- Патриотическое направление (работа школьного клуба «Патриот», работа школьного музея «Боевой и Трудовой славы").
Еженедельно для учащихся школы проводится информационная линейка, на которой администрация школы и дежурный учитель напоминает обучающимся о предстоящих на текущей недели мероприятиях и информирует о достижениях учащихся, а также награждает победителей, призёров и участников различных конкурсов. Линейка является открытым мероприятием, на котором могут присутствовать как родители, так и широкая общественность.
Весь учебно-воспитательный процесс в школе является открытым для родителей и широкой общественности. Школа постоянно публикует статьи о своей деятельности в газете «Соседи» Подберезского сельского поселения. Родители могут присутствовать на уроках (по просьбе или приглашению), итоговой и промежуточной аттестации (по заявлению) и других школьных мероприятиях.
Наша школа способствует комплексному всестороннему развитию личности учащихся, её гражданскому становлению, а также её вовлечению в современные общественные отношения.